A. FILM
B. PRINT
C. OUTDOOR
D. RADIO
E. FILM CRAFT
F. DESIGN
G. DIGITAL & MOBILE
H. CREATIVE USE OF MEDIA
I. PR
J. MARKETING SERVICES
K. ADVERTISING CAMPAIGNS

H-04-06. AtaHolding: Реставрация и колоризация фильма

АгенствоPeachline
Творчий керівникРоман Оркодашвили
Автор ідеїЭльруз Фатиев
ПродуктИмиджевая реклама холдинга
ОписВ декабре прошлого года был дан старт на реставрацию и колоризацию «Аршин мал алан» 1945 года. Руководство Фонда Гейдара Алиева и “AtaHolding”a, оценив значимость проекта, дало согласие на свое участие в нем.

Почему именно «Аршин мал алан»?

Первая причина. В 2013 году исполнилось ровно сто лет с даты написания последней и, пожалуй, самой любимой в народе оперетты Узеира Гаджибекова.

И вторая. Многие сравнивают колоризацию «Аршина мал алана» с злополучным Штирлицем или стариками, которые в бой идут одни. Эти фильмы были сняты в 1973 году, и в обоих случаях – намеренно в черно-белом формате для реалистичности.

В 1945 году же на сверхдефицитную цветную пленку, которую тогда за огромные деньги покупали за рубежом (впрочем, как и черно-белую), в Советском Союзе был снят ровно один материал: парад Победы.

Режиссер Рза Тахмасиб мог только мечтать снять музыкальную сказку в цвете, как она и должна быть показана, но в послевоенной стране это было невозможно.

Тем не менее, фильм оказался более чем успешным. В первые 45 дней демонстрации фильм посмотрело 16 миллионов зрителей (дальше перестали считать). Только во внутреннем прокате (без учета огромных отчислений из-за рубежа) фильм заработал в 1000 раз больше, чем затраты на съемки.

Спустя 20 лет Тофиком Таги-заде был снят римейк на «Аршин мал алан», но его, к сожалению, ждал столь же грандиозный провал. Фильм был далек от исторической правдоподобности, но, самое главное, в нем не было Рашида Бейбутова.

«Аршин мал алан» 1945-го года сделала плеяда артистов во главе с Рашидом. Чтобы он снялся в фильме, Тофик Кулиев и Ниязи даже инсценировали потасовку на бакинском вокзале. Поезд на Тбилиси, где в то время жил Бейбутов, ушел, а Рашида, Тофика и будущего маэстро отправили в милицейский участок «до выяснения». Так у режиссера Рзы Тахмасиба появилась возможность уговорить Бейбутова сыграть в мюзикле.

(Хотя судьба Рашида была предопределена, ведь прообразом Аскера, купца-коробейника, был... отец Рашида Бейбутова Маджид-бей Бейбуталы, который, до того, как стать профессиональным певцом, помогал своему отцу продавать ткань. Этот образ настолько запомнился юному Узеиру, что тот решил написать оперетту.)

Все эти имена - это история культуры Азербайджана, самородки, что сотворили настоящий шедевр.

Шедевр, которого Азербайджан чуть было не лишился. В начале 90-х пленка, хранившаяся в Госфильмофонде, в буквальном смысле исчезла где-то на границе между Россией и Азербайджаном. В те годы в обеих странах проблем было больше, чем охрана культурного наследия, поэтому когда одним великим фильмом, которых в Азербайджане было снято не так уж и много, стало меньше, никто ничего не заметил.

Когда мы приступили к поиску пленки, пригодной для реставрации, выяснилось, что в пыльных архивах кто-то сохранил один-единственный экземпляр ленты, которая бессчетное множество раз крутилась в одном из кинотеатров республики.

Специалисты по реставрации, увидев ее состояние, пришли в благоговейный ужас перед масштабом работы. Слава богу, это оказались высочайшие в мире специалисты по реставрации старых фильмов – обладатели премии «Оскар» и другие обитатели Голливуда. Наши с представителями "AtaHolding" позиции полностью совпадали: никаких компромиссов, только топ-уровень.

Над реставрацией «Аршин мал алан» работало больше людей, чем над его созданием. Работа шла в четырех странах мира.

Буквально по каждому кадру мы привлекали специалистов, которые не вылезали из архивов в поисках материалов, чтобы историческая правдоподобность была соблюдена в каждом штрихе. Работа над пленкой, которая местами истлела, напоминала хирургическую операцию. Профессионалы своего дела обращались с нашим культурным достоянием как со святыней. Главным условием было – «не навреди».

Так возродился «Аршин мал алан».

Насколько это было возможно, был восстановлен и оригинальный звук, волшебный голос Рашида Бейбутова и музыка Узеира Гаджибекова. Все это мы обрели снова. В цвете, как о том не смели и мечтать создатели «Аршин мал алана» 1945-го года.

Ну а тем, кто все-таки привык смотреть этот фильм в черно-белом цвете, мы предоставили такую возможность, очистив пленку от царапин и коррозии.

Шоу-теней "Die Mobiles"
Театр теней "Die Mobiles" из Германии продемонстрировал оригинальный номер в честь города Баку на мероприятии, приуроченном к юбилею AtaHolding и AtaBank. Ранее с их участием был снят рекламный ролик, концептуально базирующийся на мотто банка «На шаг впереди» и связанный с юбилейным вечером.

Vimeo: vimeo.com/81097682

Дэн Данн
В рамках вечера, посвященного юбилею AtaHolding и AtaBank, американский художник Ден Данн написал портрет Рашида Бейбутова, который послужил символом отреставрированного и колоризированного фильма «Аршин мал алан».

Под «Вокализ» Севды Алекперзаде, состоящий из знаменитых арий легендарной оперетты Узеира Гаджибейли, Дэн Данн разрисовал черный холст яркими красками. На создание портрета ушло всего 7 минут.
vimeo.com/81100196

Севда Алекперзаде, вокализ
Идея клипа начиналась с того, что мы решили создать новый саундтрек к фильму из арий оперетты «Аршин мал алан». Для участия в проекте были приглашены заслуженная артистка Азербайджана Севда Алекперзаде и камерный оркестр Бакинской Музыкальной академии имени Узеира Гаджибейли под управлением народного артиста Азербайджана Ялчына Адыгезалова. В качестве аранжировщика выступил талантливый музыкант Гиви Усенашвили.

Сама аранжировка была исполнена в синтезе современного звучания и оригинального композиционного решения. Исполнение было осуществлено живыми инструментами, как акустическими струнными, так и современными электронными гитарами. Все арии из оперетты были исполнены без слов. Клип был снят в минималистическом стиле на сцене Азербайджанского Академического Драматического театра.

vimeo.com/80874897
РекламодавецьAtaHolding
Склад творчої групиКреативный директор: Роман Оркодашвили
Арт-директор: Фуад Атакишиев
Арт-директор: Стас Токарев
Дизайнер: Ника Рябова
Дизайнер: Эльман Джафаров
Копирайтер: Айтен Исмиханова
Продакшен-менеджер: Самира Джафарова
Аккаунт-директор: Кенуль Сеидова
Аккаунт-менеджер: Сабина Ким